Оконный бизнес в Узбекистане: обзор рынка, часть 2
Публикуем вторую часть материала по рынку окон в Узбекистане. Первую часть, посвященную производству окон из ПВХ-профиля, читайте
здесь. Сегодня речь пойдет об алюминиевых системах и окнах из дерева.
Алюминиевые системы
Наилучшим применением для алюминиевого профиля считаются фасадные системы, а также остекленение крыш, балконов, лоджий, теплиц. Основным достоинством алюминиевых систем является их легкость и прочность, позволяющая изготавливать большие по масштабу конструкции с высокой степенью надежности, выдерживающие большие нагрузки. Также алюминий обладает и другими свойствами: это долговечность, устойчивость к коррозии, огнестойкость. Еще одной особенностью алюминия является возможность изготовления раздвижных окон и дверей, за счет чего достигается значительная экономия пространства.
Отметим, что, несмотря на достоинства алюминия, в жилищном строительстве установка алюминиевых окон не рекомендуется из-за следующего критичного недостатка: благодаря своей высокой теплопроводности алюминиевые окна считаются «холодными». Хотя, по утверждению производителей, если использовать «
теплый» алюминиевый профиль, данная проблема полностью решается. Однако такой профиль будет стоить дороже, чем стандартный профиль ПВХ, и обладать такими же свойствами все равно не будет. (
Справка: эффект «теплого алюминия» достигается за счет использования термомоста – вставки из полиамидного пластика внутри профиля, которая обеспечивает улучшенную теплоизоляцию).
На рынке алюминиевых систем основными игроками являются несколько компаний: в первую очередь, это
ALUTEX, запустивший в 2003 году завод полного цикла по производству алюминиевого профиля и фурнитуры. Эта компания активно работает над расширением ассортимента, выпуская анодированный профиль (он не окисляется, не электростатичен и обладает хорошими декоративными свойствами), а также одной из первых внедрив производство профиля с термомостом.
Компания
"Aluminium Systems" (ALSYS) также достаточно давно работает на рынке, и выпускает фасадные системы, а также бюджетные варианты оконного профиля и раздвижные системы.
Алюминиевый профиль выпускает и компания
"AKFA Aluminium". Ассортимент выпускаемой продукции достаточно широк и включает в себя фасадные системы, термосерию, раздвижные системы, профиль для «зимних садов», и т.п.
Расширяет производство в сторону алюминиевого профиля и достаточно известный производитель межкомнатных дверей, компания
Rasulov. По словам представителей компании, технология производства алюминиевых окон разработана ими самостоятельно, запатентована, и, например, при изготовлении профиля с термомостом они используют не полиамидную вставку, а компоненты из фанеры и пенопласта, что удешевляет конструкцию, не ухудшая теплоизоляционных свойств.
Для сравнения цен на оконные профили из алюминия рассмотрим такое же стандартное окно, как и в материале про пластиковые окна, верхний предел цены здесь показан за профиль из «теплого» алюминия.
Профиль |
Цена, кв.м. |
AkfaAluminium |
От 35 до 130 у.е.
раздвижная серия — от 150 до 200 у.е за м2
серия «зимний сад» — от 300 до 350 у.е. |
Alutex |
От 65 до 85 у.е |
ALSYS |
От 60 у.е. |
Rasulov |
От 65 до 125 у.е. |
Профили из алюминия также можно окрашивать в различные цвета, покрывать пленкой «под дерево»: все эти опции рассчитываются дополнительно.
Рассмотрев сравнительные характеристики алюминия и пластика, можно сделать выводы, что все-таки алюминиевый профиль, при изготовлении окон, проигрывает профилю из ПВХ по совокупности эксплуатационных и потребительских качеств, но изготовлять витражи, остеклять зимние сады, балконы и прочие масштабные конструкции, не предъявляющие особенных требований к теплоизоляции, возможно и из алюминия. Стоит отметить, что большинство цеховиков также
не рекомендуют устанавливать домой окна из алюминия, и они же рассказывают о смене приоритетов конечных потребителей с алюминия на пластик. Правоту вывода о преимуществах «пластика» в жилищном строительстве частично подтверждает и тот факт, что крупный производитель алюминиевого профиля,
Alutex начал производство профиля из ПВХ, и такая дифференциация производства свидетельствует об оперативном реагировании компании на потребности рынка.
Прогнозируя
развитие сегмента алюминиевого профиля, производители делают ставку на применение алюминия в фасадных системах, так как в этом сегменте рынка конкурентов у него просто нет.
Окна из дерева
Наименее популярным среди широких слоев населения сегментом оконного рынка являются деревянные окна. Как уже упоминалось ранее, выбор в их пользу делают обеспеченные потребители с высокими запросами, желающие видеть у себя дома только натуральные материалы, и имеющие возможность заплатить за оконные рамы большую стоимость, чем за окна из ПВХ, так как качественное деревянное окно намного дороже пластикового.

Современные методы обработки древесины, наряду с использованием качественной фурнитуры и стеклопакетов, позволяют изготавливать деревянные окна высокого качества, срок эксплуатации которых достигает 50 лет. Правда, кроме экологичности, прочности, низкой теплопроводности, эстетичного внешнего вида, дерево обладает и несколькими серьезными недостатками: качество и срок службы деревянных окон напрямую зависит от грамотной технологии производства и от дальнейшего ухода. Ведь при плохом качестве исполнения в дереве могут завестись жучки, древесина, как материал, подвержена разбуханию, гниению и поражению микроорганизмами, в ней могут быть дефекты, и за деревянными окнами нужно ухаживать. Дерево также является горючим материалом. Поэтому, по правилам, древесина должна обрабатываться специальной защитной пропиткой и покрываться лаком, что продлит срок ее эксплуатации.
Компаний, занимающихся изготовлением деревянных окон, в Узбекистане намного меньше, чем сборочных цехов из алюминиевого и ПВХ профиля, да и сравнивать объемы производства с лидерами рынка профилей будет неправильно и некорректно. В большинстве своем эти компании (их в Ташкенте не более 20, не считая мелкого кустарного производства) занимаются изготовлением окон параллельно с производством деревянных межкомнатных дверей.
Наиболее распространенным и бюджетным материалом для изготовления деревянных окон является сосна. Правда, древесина сосны мягкая, при неосторожном использовании на ней быстро появляются царапины, и срок эксплуатации таких окон меньше, чем из ценных пород дерева.
Стоимость кв. м. окна из сосны (с обычным стеклом) начинается от 120 000 сум - такие недорогие окна производит большинство мелких цехов и частных предприятий. Сосновые рамы со стеклопакетом будут стоить дороже – от 100 у.е. Компания
ProgressImpress, которую также считают одним из лидеров этого сегмента, предлагает окна из сосны, со стеклопакетом и немецкой фурнитурой, от 340 000 сум за квадрат.
Значительно дороже стоят
окна из ценных пород дерева – ясеня и ореха – от 574 000 сум за кв.м. Дорогими считаются и окна из
дуба, так как дубовая древесина тяжелая, твердая, и дубовые окна — одни из самых прочных.
Прогнозируя рост покупательской способности населения, и моду на все «экологичное», производители прогнозируют если не рост, то стабильное развитие сегмента деревянных окон для потребителей средне-высшего и высшего класса.
Подытоживая информацию о «профильном» и оконном бизнесе в целом, можно сделать следующие
выводы и прогнозы:
-
Динамика развития строительного рынка (как жилищного, так и административного) позволяет рассчитывать на стабильный рост и устойчивое развитие профильного бизнеса;
-
Наиболее динамично развивающимся и востребованным сегментом рынка является производство профилей ПВХ, и окна из этого же профиля пользуются наибольшей популярностью в сегменте жилищного строительства;
-
Рост покупательской способности населения и улучшение экономической ситуации в стране делает пластиковые окна доступными практически любому слою населения, особенно это станет возможно при внедрении производителями системы «окна в кредит».
-
На рынке фасадных систем единолично доминирует алюминиевый профиль;
-
Окна из дерева останутся, как и сейчас, элитным вариантом оконных конструкций;
-
Производителям и установщикам оконных конструкций необходимо повышать квалификацию, улучшать продажный и послепродажный сервис, а также учиться консультировать своих клиентов и помогать в выборе оптимального оконного решения;
-
Основные игроки уже достаточно давно работают на рынке, создали себе имя, заняли свои ниши. Появление новых игроков возможно, но требует большого объема инвестиций и капиталовложений.
Елена Селезнева, Masterok.uz
Добавить в свой: